Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На сегодняшний день услуги предприятий гражданской авиации – это обязательный атрибут жизни практически каждого человека. Именно гражданская авиация позволяет обычным людям преодолевать огромные расстояния за короткий промежуток времени. Другими словами, именно предприятия гражданской авиации позволяют людям экономить их самый ценный ресурс – время.
Воздушный транспорт, будучи частью единой транспортной сети, является не просто наиболее оптимальным решением в случае доставки груза на большие расстояния (более 1000 км), но зачастую и вовсе единственным, так как доставка грузов другим транспортом в отдаленные районы просто невозможна. В результате этого воздушный транспорт способствует быстрому освоению новых районов и вовлечению их в общегосударственный и международный товарооборот, например, освоение месторождений нефти на севере России.
Если обратиться к статистике, то ежегодно регулярные рейсы авиакомпаний перевозят более 1,6 млрд. пассажиров, а это означает, что приблизительно каждый четвертый человек является потребителем авиационных услуг [34]. Все это происходит по причине того, что авиационный транспорт обладает очевидными преимуществами. Воздушный транспорт, взаимодействуя с другими отраслями экономики, способствует социально-экономическому развитию страны. Его роль особенно значима для Российской Федерации в связи с особенностями ее географических масштабов.
Проведение рыночных реформ в экономике России вызвало на воздушном транспорте как позитивные, так и негативные последствия. Увеличение эксплуатационных расходов авиакомпаний вследствие необоснованно резкого роста цен на авиационное топливо, повышение стоимости воздушных судов, снижение платежеспособности населения, пандемия, а также неготовность авиационного менеджмента применять гибкие рыночные механизмы регулирования спроса и предложения негативно отразились на возможности авиапредприятий и органов государственного регулирования активно влиять на состояние авиатранспортного рынка и рост объемов перевозок.
Повышение конкурентоспособности воздушного транспорта России, обеспечение безопасности, регулярности и эффективности его функционирования невозможно без подготовки высококвалифицированных авиационных специалистов, способных решать задачи по управлению и стратегическому развитию авиапредприятий [21].
Масштабы деятельности гражданской авиации, повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке авиаперевозок, обеспечение безопасности и эффективности функционирования требуют решения задач по управлению и стратегическому развитию авиапредприятий.
Цель: оценить эффективность управления ресурсами предприятия гражданской авиации на примере ОАО «Авиакомпания «Уральские Авиалинии»
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты управления ресурсами на предприятиях гражданской авиации;
- оценить текущее состояние систем управления ресурсами на предприятиях гражданской авиации;
- определить критерии эффективности управления ресурсами на предприятии и провести соответствующий анализ;
- дать рекомендации по управлению ресурсами авиакомпании
Объект исследования: предприятия гражданской авиации.
Предмет исследования: системы управления ресурсами предприятий гражданской авиации.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования для целей повышения эффективности работы предприятий гражданской авиации
1. Оценка ресурсного потенциала предприятия как важнейшее условие его конкурентоспособности
1.1 Понятие и классификация ресурсного потенциала
Ресурсный потенциал предприятия рассматривается в трудах отечественных экономистов как важный оценочный показатель:
- конкурентоспособности хозяйствующего субъекта;
- повышения прибыльности производства;
- при принятии управленческих решений высшим менеджментом компании тактического и стратегического уровня.
Термин «потенциал» происходит от латинского «potentia». В большом словаре иностранных слов переводится как «сила», «возможность». Термин «потенциал» имеет множество значений в зависимости от сферы использования, например, как физическое понятие потенциал - величина потенциальной энергии в определенной точке пространства. Но в данном случае речь пойдет не о физических характеристиках данного понятия, а о его использовании и, соответственно, понимании в экономической теории и практике.
В научной литературе встречается большое количество видов потенциала предприятия: финансовый, экономический, инновационный, производственный, трудовой, рыночный, инвестиционный, стратегический и многие другие. Анализ показывает, что наиболее комплексным является ресурсный потенциал. Более того, считаем целесообразным утверждать, что понятие «ресурсный потенциал», используемое в отношении предприятий, компаний, является синтетическим и включает в себя такие понятия, как финансовый, инвестиционный, кадровый, производственный потенциал. При этом в публикациях при определении понятия «ресурсный потенциал» наблюдаются значительные различия. Многие авторы используют в качестве синонимов такие понятия, как «совокупный ресурсный потенциал», «ресурсный потенциал», «резервы», «возможности». Некоторые из перечисленных синонимичных понятий вполне отражают суть понятия «ресурсный потенциал», но далеко не все и не всегда. Важен контекст, в котором употребляются данные слова и словосочетания. Так, например, применение понятия «резервы» в определенной ситуации может быть оправдано, но в экономической теории и практике термин «резервы» далеко не всегда равнозначен понятию «потенциал». В экономической практике известно, что резервы могут быть обязательным атрибутом деятельности предприятия, а не характеризовать его некие потенциальные возможности. Так, в составе пассивов предприятия, которые отражаются в бухгалтерской отчетности в форме №1 Балансе предприятия, указывается стоимостная оценка обязательного для большинства организаций резервного капитала компании. Его наличие обусловлено требованиями законодательства и связано в основном с возможной ситуацией банкротства компании и необходимостью иметь некий резервный запас средств. Направления расходования этих средств четко оговорены и совсем не коррелируются с потенциальными возможностями предприятия ни в финансовом, ни в производственном, ни в каком- либо другом сегменте его хозяйственной деятельности.
Рассмотрим, что же заложено в понятие «ресурсный потенциал». Ресурсный потенциал может рассматриваться в отношении страны, региона, города, предприятия. Применение категории ресурсного потенциала в анализе имеет много преимуществ. Предприятие оценивается с самых разных позиций, что позволяет разработать комплексную оценку текущего и перспективного состояния и дает возможность корректно сопоставлять между собой организации из различных отраслей.
В современной экономической литературе в определении ресурсного потенциала делается упор, как правило, либо на ресурсной составляющей, либо на возможностях, способностях и скрытых резервах. Это и формирует два основных подхода:
- ресурсный подход, где ресурсный потенциал идентифицируется с объемом накопленных ресурсов и их текущим состоянием;
- подход, трактующий ресурсный потенциал как способность хозяйственной или социально-экономической системы к развитию и достижению поставленных целей.
При этом следует заметить, что первый из указанных подходов в большей мере отражает некую экономическую совокупность факторов, а второй подход требует реализации определенных управленческих решений, то есть в большей степени это компетенция менеджмента.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Абрютин Д.А., Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. М.: Дело и Сервис, 2018. - 256 с.[Текст]
2. Бобылева А.З. Финансовый менеджмент. Проблемы и решения. М.: Дело, Академия народного хозяйства, 2018. - 336 с. [Текст]
3. Глава «Уральских авиалиний» - РБК: «Пытаемся убедить пассажиров летать»https://www.rbc.ru/interview/business/02/06/2020/5ecfb86b9a79475b3d9c0ca1[Электронный ресурс]
4. Дыбаль С.В., Дыбаль М.А. Финансовый анализ. Теория и практика. Учебное пособие. М.: КноРус, 2019. - 328 с. [Текст]
5. Елизаров Ю.Ф. Экономика организаций (предприятий). М.: Экзамен, 2017. - 496 с. [Текст]
6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ [Текст].
7. Конищева М.А., Курган О.И., Черкасова Ю.И. Финансы организаций. Учебное пособие. М.: Инфра-М, Сибирский федеральный университет СФУ, 2017. - 384 с. [Текст]
8. Конституция Российской Федерации [Текст].
9. Корж С. Коммерческая авиация. Борьба за рынок и идеи. История соперничества Америки и Европы на воздушных трассах «пятого океана». Часть 1. Первые шаги. 1919-1926. М.: СПб. СРП «Павел» ВОГ, 2018. - 288 с. [Текст]
10. Коронавирус назвали поводом сокращения авиаперевозок впервые за 12 лет https://www.rbc.ru/business/21/02/2020/5e4eff799a79478946fc6c46[Электронный ресурс]
11. Левчаев П.Г. Финансовые ресурсы фирмы. М.: Palmarium Academic Publishing, 2017. - 300 с. [Текст]
12. Мокий М.С., Азоева О.В., Ивановский В.С. Экономика организации. Учебник и практикум. М.: Юрайт, 2018. - 284 с. [Текст]
13. Наумов В.В., Ковальчук В.М. Финансы организаций (предприятий). М.: Книга, 2017. - 112 с. [Текст]
14. Небо над карантиномhttps://novayagazeta.ru/articles/2020/03/19/84395-nebo-nad-karantinom [Электронный ресурс]
15. Никитина Н.В., В.В. Янов В.В. Корпоративные финансы. М.: КноРус, 2018. - 512 с. [Текст]
16. Официальный сайт Amadeus IT Group https://amadeus.com/ru [Электронный ресурс]
17. Официальный сайт ЗАО «Сирена-Трэвел» https://www.sirena-travel.ru [Электронный ресурс]
18. Официальный сайт ОАО «Авиакомпания «Уральские Авиалинии»https://www.uralairlines.ru [Электронный ресурс]
19. Официальный сайт Федерального агентства воздушного транспортаhttps://favt.ru [Электронный ресурс]
20. Погодина Т.В. Финансовый менеджмент. Учебник и практикум. М.: Юрайт, 2017. - 352 с. [Текст]
21. Постановление Правительства РФ от 13.05.2020 N 661 «О предоставлении в 2020 году из федерального бюджета субсидий российским авиакомпаниям на частичную компенсацию расходов в связи со снижением доходов таких авиакомпаний в результате падения объемов пассажирских воздушных перевозок вследствие распространения новой коронавирусной инфекции» [Текст].
22. Постановление Правительства РФ от 22.07.2009 N 599 «О порядке обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах» [Текст].
23. Постановление Правительства РФ от 23.04.2008 N 293 (ред. От 27.12.2019) «О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей» [Текст].
24. Просветов Г.И. Финансовый менеджмент. Задачи и решения. М.Альфа-Пресс, 2017. - 340 с. [Текст]
25. Рубцов А.В. Гражданская авиация через призму пандемии коронавируса и не только https://www.aviapanorama.ru/2020/05/33179/ [Текст]
26. Суринов А.Е. Россия в цифрах. Официальное издание. Федеральная служба государственной статистики, 2018. С. 520. [Текст]
27. Управление доходами и авиационный ритейл: два процесса в одной связке https://www.airhtmfo/главная-тема/управление-доходами-и-авиационный-ри/html [Текст]
28. Федеральный закон «О естественных монополиях» от 17.08.1995 N 147-
ФЗ [Текст].
29. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 N 135-ФЗ [Текст].
30. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28.12.2009 N 381-ФЗ [Текст].
31. Федорович В.О., Н.В. Конципко Н.В. Экономика организаций. Учебное пособие. М.: Проспект, 2017. - 240 с. [Текст]
32. Фридман А.М. Экономика организации. Учебник. М.: РИОР, 2018.- 240 с. [Текст]
33. Центр раскрытия корпоративной информации https://www.e-disclosure.ru [Электронный ресурс]
34. Шелудкова И. IATA: восстановление рынка авиаперевозок будет долгим https://ru.euronews.com/2020/04/22/iata-says-passenger-flights-recovery-will-take-time [Текст]